СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Описание личной жизненной истории как феномен
культуры. Его направления развития и достигаемые цели.
1.1 Эволюция феномена на примере становления и развития автобиографического жанра
1.2 Комментирование жанра специалистами
2. Психологические концепции самовосприятия.
Понятие образа себя. Защиты и искажения образа
3. Работа с личной жизненной историей и ее аспектами
в различных психотерапевтических парадигмах.
Создание предпосылок для изменений.
3.1 Личная жизненная история в контексте психотерапии. Проблема и событие
3.2 Психотерапевтические практики, направленность
их работы с личной жизненной историей
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Целью любой психотерапевтической работы являются личностные изменения клиента, влекущие за собой позитивные изменения в его жизни. Однако не существует единого мнения о том, что является непосредственной причиной — внутренней или внешней — происходящих изменений в ходе психотерапии. Различные направления психотерапии считают нужным отдавать предпочтение конкретным факторам, порой конструируя как сами факторы, так и язык их описания, и придавать им, наряду с новым именем, решающую роль в процессе изменений. Выделение отдельных «точек воздействия» целиком соответствует практическим замыслам психотерапевта. В противном случае ему не на чем было бы сконцентрироваться и пришлось бы испытывать неуверенность, неопределенность и профессиональную некомпетентность, не имея методологической опоры для своей работы.
Источником для поисков и трактовок вышеупомянутых причин и факторов, как правило, является «проблемная ситуация» клиента. Во многих психотерапевтических подходах с проблемной ситуацией принято работать, выходя за ее рамки и привлекая для обозрения самые разные слои жизненного опыта клиента.
Многообразие направлений, концепций и подходов в психотерапии образует многообразие парадигм, в рамках которых терапевт тем или иным образом использует личную жизненную историю клиента в их совместной работе. Моментом, объединяющим это многообразие, представляется процесс описания клиентом своего опыта на языке, который в принципе ему доступен, но не является привычным (иносказание). На гребне сочетания доступности и непривычности возникают способствующие изменениям дополнительные смыслы.
В ходе психотерапевтической работы рассказ клиента обретает деятельностно-смысловое наклонение. Жизнь начинает рассматриваться как собственная активность, а не как обстоятельства, которые влияют со стороны. Заданное терапевтом русло описания делает описание клиента избирательным. Рассказывая свою историю, он воспроизводит язык действий, переходя от описания признаков и оценок и внешней жесткой обусловленности своей проблемы к собственным внутренним смыслам. Образ себя, рассматриваемый через призму своего участия в своей истории, перестает быть плоским набором характеристик. Неудовлетворенность описанием своей истории, самой историей и своим образом в ней, оспаривание как собственных версий, так и версий психотерапевта ведут к конфликту между возникающими в рассказе Я-образами, который разрешается через возникновение новой структуры образа себя, пространственной и многозначной.
От проективного образа себя, его защитных искажений и заимствованного языка изложения клиент движется к собственному образу и языку описания, по мере все большего осознавания того, что, собственно, влияет на создаваемый им рассказ.
Имея в виду вышеизложенное, представляется важным обратиться непосредственно к тем изменениям, которые происходят в процессе описания клиентом своей личной жизненной истории и получить некоторое представление о механизме/ процессе изменений, не затрагивая их непосредственных причин, то есть дать их феменологическое описание, которое, на наш взгляд, может быть полезным для широкого круга психотерапевтических практик, независимо от стоящих за ними теоретических концепций.
Цель данной работы: обозначить основные тенденции изменения образа себя клиента в процессе производимой им творческой работы (письменный или устный рассказ, проигрывание, изображение, сновидение и т. д.) со своей личной жизненной историей или ее аспектами и роль иносказания в этой работе.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие жанра автобиографии, выделить его ключевые аспекты, инициирующие личностные и жизненные изменения.
2. Сравнить разнообразные понятия «образа себя», теоретические представления о тенденциях и сути его развития или искажения.
3. Выделить возможные факторы изменений, имеющие место в психотерапевтической работе, задействующей личную жизненную историю клиента, практические акценты различных терапевтических подходов.
4. Получить картину взаимоувязанности и сопряженности описания личной жизненной истории и психотерапевтических интервенций.
5. Сопоставить тенденции изменения образа себя клиента и феноменальную сущность автобиографии.
Объект исследования: процесс построения/ описания личной жизненной истории.
Предмет исследования: тенденции изменения образа себя.
Гипотеза: в процессе психотерапевтической работы с личной жизненной историей клиента его образ себя переструктурируется и претерпевает качественные изменения, улучшающие его способность и готовность к действиям, направленным на личностные и жизненные изменения. Одним из факторов, инициирующим новые личностные смыслы, является свойственные психотерапии иносказания.