2022, статья в журнале
Возрастные особенности тематического и образного содержания ностальгических воспоминаний
Лола Кретова

Для цитирования:

Кретова Л.А. Возрастные особенности тематического и образного содержания ностальгических воспоминаний // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Т.2. №1. С. 20-30.

Аннотация. В статье рассматриваются отличия тематического содержания ностальгических воспоминаний горожан в различных возрастных группах, а также содержание зрительных или иных образов, конституирующих ностальгическое воспоминание. В основе представленного исследования лежит предположение о том, что тематическое содержание значимых ностальгических воспоминаний у людей, принадлежащих к той или иной группе, связано с экзистенциальными задачами, решаемыми на определенном этапе жизни, при этом независимо от своего тематического содержания, ностальгические воспоминания респондентов всех возрастных групп конституируются образами, связанными с природой. Исследование проводилось методом онлайн-опроса (n=174). Опросник NostalgiaInventory (K. Batcho) был модифицирован в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Включение в опросник тем природы и загородного мира показало свою актуальность: эти ностальгические переживания обладают особой ценностью для среднего и старшего возраста. Результаты исследования показали, что для молодости ностальгические воспоминания являются поддерживающим и формирующим ресурсом, для среднего возраста – источником критического самоотнесения, вызовом к аутентичности, для пожилого – способом «собирания» жизни воедино; таким образом воспоминания становятся переживанием – работой, придающей жизни направленность и осмысленность. Предположение о том, что, независимо от своего тематического содержания, ностальгические воспоминания респондентов всех возрастных групп конституируются образами, связанными с природой, подтвердилось. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что благотворное воздействие ностальгического воспоминания на психологическое благополучие человека связано с бытийностью природных образов, конституирующих ностальгические воспоминания.


Ключевые слова: ностальгия, ностальгические воспоминания, ностальгическое переживание, nostalgicimages, загородный жизненный мир, природа, этапы жизни

Введение

Современные узкоспециализированные исследования в области социальной психологии, психологии среды, психологии личности создают детализированную и многогранную картину человеческого бытия, однако узкий фокус внимания и «интерпретационная избыточность» приводят к тому, что сущностные аспекты тех или иных его сторон остаются невидимыми, ускользают от видения и понимания (Виноградская, 2019, с. 142).

Целостное восприятие себя в мире, восприятие смысла бытия может проявляться в эстетическом восприятии природы, художественных образов. И. А. Джидарьян, рассматривая внутреннее содержание эстетической потребности, выстраивает основы онтологического единства вчувствования и познания. Эстетическое восприятие, в своей правде чувств и переживаний, открывает правду мотивов и ценностей, способствует постижению «широкой правды жизни» (Джидарьян, 1976, с. 123).
Об обретении душевного и духовного единства человека с природой, с самим собой, с другими людьми в переживании праздника пишут М. И. Воловикова и А. М. Борисова, отмечая сцепленность подлинного переживания праздника с родной природой и культурой, включая ее традиции и мировоззренческие основания (Воловикова, Борисова, 2012).

Подобным же образом эстетическое восприятие природы — это не только созерцание, не только взаимосвязанность человека с миром природы, но и целостное восприятие себя в мире, смысла жизни и своего жизненного пути. Оно пробуждает в человеке чувство Родины и сопричастности бытию — не концептуальное, умственное представление, размышление о Родине, не только эмоции, но и целостное восприятие, охватывающее жизнь человека, определяющее его переживания, устремления, жизненно важные решения и повседневные поступки, творческие возможности, счастье.

Онтологическое единство, когда человек рассматривается «во всех для него существенных связях и отношениях к миру» (Рубинштейн, 2003, с. 357), воплощается в культуре и воспринимается как очевидное, не требующее доказательств.

Одним из ярких феноменов современности, рассматривая который можно увидеть человека «во всех для него существенных связях и отношениях к миру», является переезд жителей мегаполиса за город на постоянное место жительства. И хотя это явление все чаще попадает в область исследовательских интересов, стоящие за ним проблемы рассматриваются в обществе через призму экологии, миграции, экономики, изучаются «в абстрагировании от психологического, „человеческого“ аспекта», и при реализации принимаемых решений чаще всего дают «результаты, противоположные задуманным» (Юревич, 2014, с. 7).

Психологические аспекты феномена загородной жизни горожан, восприятия природы и садов, их влияния на деятельность человека в природном мире достаточно давно и широко изучается психологической наукой; в первую очередь оценивается терапевтическое воздействие природы на человека, влияние природы на творчество, ценностные установки человека по отношению к природе и жизни за городом и гораздо реже исследуются онтологические основания стремления человека к природе и садам. О связи между восприятием природы и нравственными установками и ценностями свидетельствуют исследования личностных мотивов в контексте средовой идентичности. Так, Ю. В. Печин показывает, что в основании мотивации горожан-дачников лежит комплекс традиционных для русской культуры ценностей (терпения, трудолюбия, отзывчивости, честности, готовности защищать Родину), отражающих определенный тип мировоззрения (Печин, 2008). Сопоставляя мотивацию труда у дачников и недачников, Печин отмечает, что дачников в меньшей степени интересует самореализация, удовольствия и личный успех, в большей степени — мир и радость в душе, честное отношение к себе и другим, глубокое смысловое принятие жизни.
С.К. Нартова-Бочавер в своих работах, исследуя связь между средовой идентичностью и моральными мотивами, приходит к заключению, что люди, чувствующие свою близость миру природы, испытывают ее облагораживающее воздействие и готовы ограничивать себя, прикладывать усилия для совершенствования мира и ради блага других людей (Нартова-Бочавер, 2019).

Феномен переезда горожан за город на постоянное место жительства особенно наглядно отражает внутреннее единство эстетического восприятия природы, чувства Родины и связанного с природой ностальгического переживания, их соотнесенность с духовными устремлениями человека. О. Я. Виноградская в своих исследованиях обращает внимание на онтологические основания переезда горожан за город: на обусловленность переезда стремлением человека обрести утраченную субъектность через возвращение в свой мир, к своей новой деятельности (Виноградская, 2018, 2019).

Влияние загородной жизни на человека, ожидания, которые он вкладывал в загородную жизнь, с давних лет становились предметом размышлений философов и писателей. Особый, сущностный интерес возникал в эпохи смены мировоззрений, «парадигм», социально-экономических условий общества. Интерес этот в гораздо большей степени был обращен к вопросам человеческого бытия, личностного смысла, нежели к рациональным аспектам сельского, загородного существования.

Нынешняя эпоха мегаполисов и больших городов, когда, как отмечает И. А. Джидарьян, «все больше сжимается то необходимое пространство жизни, которое обычно поддерживает веру и оптимизм в людях» (Джидарьян, 2013, с. 10), дефицит человеческих условий, неопределенность ценностных и смысловых ориентиров способствуют тому, что процессы осмысления себя, своей жизни, подлинности и духовного убежища люди связывают с поиском соответствующего пространства независимо от достатка и стяжаемого комфорта.

Исследований загородной жизни горожан, сфокусированных на ее онтологии, на личностных смыслах участников, немного. Феномен загородной жизни как проявление поиска себя и своего места в мире не только малоизучен психологической наукой, но и не задействован для исследований, результаты которых могли бы расширить понимание «человеческого в человеке», процессов, связанных с категориями, которые имеют отношение к основополагающим, смыслообразующим переживаниям личности, в том числе к духовным переживаниям.

Бывшим горожанам сад не только дает чувство дома, родины, обители (Кретова, 2018). Опираясь на принятое решение, вдохновенное и добровольное, и на свой опыт городского мышления и творческого энтузиазма, они, создавая мирок родной, уютный, закрытый, не остаются в его пределах. Рождаются новые идеи, замыслы, нередко альтруистичные.

Процедура исследования

Наше исследование основывалось на результатах предварительных опросов, которые указали на различие между эксплицитными ценностями и имплицитными внутренними смыслами, лежащие в основе переезда жителей мегаполиса за город и на различие представлений о загородной жизни у ее «приверженцев» и «противников» (жителей мегаполиса). Целью исследования было получить данные о возможном соотношении между стремлением к загородной жизни и представлением о себе и своем месте в мире, об особенностях восприятия и переживания, смысловых и духовных устремлениях, основах жизненной устойчивости загородных жителей — бывших горожан.

В исследовании приняли участие 83 взрослых респондентов (21 мужчина и 62 женщины, из которых 30,1% отнесли себя возрастной группе от 30 до 45 лет и 60,2% к группе от 45 до 65 лет; 6% - старше 65 лет и 3,7% младше 30 лет.

Вопрос об отношении к постоянному проживанию за городом предполагал соотнесение респондентом себя с одной из следующих групп (указан процент респондентов, которые соотнесли себя с той или иной группой).

Процентный состав респондентов по месту проживания:
Живу в большом городе, загородного/деревенского дома или дачи нет, жить за городом не хочу
9,6%
Живу в большом городе, охотно провожу время на даче или в загородном/деревенском доме, жить за городом не хочу
27,7%
Живу в большом городе; мечтаю, но не имею возможности жить за городом постоянно
42,2%
Живу за городом (в загородном/деревенском доме, на даче) постоянно, но, быть может, снова переберусь в город
6%
Живу за городом (в загородном/деревенском доме, на даче) постоянно, это избранный мною образ жизни
14,5%

Участникам исследования было предложено ответить на вопросы о своих убеждениях относительно перспективности и комфорте загородной и городской жизни. Анкета включала два опросника, направленных на выявление рефлексии своего опыта загородной жизни и на оценку степени своей актуализации/самоактуализации.

Обработка полученных данных проводилась в программе SPSS Statistics.

Представления респондентов о своем опыте загородной жизни. В качестве структурной основы опросника использовался тест смысложизненных ориентаций Леонтьева. Содержание вопросов было сформировано в соответствии с результатами ранее проведенного исследования и отражало наиболее значимые аспекты опыта загородной жизни: бытие собой, ностальгическое переживание, загород как «обитель» для внутреннего мира, отношение к другим людям и внешнему миру, творчество и энтузиазм, духовные и смысловые вопросы, значимость сада/природы (35 утверждений распределяются по субшкалам — предполагаемым факторам, определяющим выбор горожанами загородной жизни; оценка производилась по семибалльной шкале Ликерта). Примеры вопросов: «Живя за городом, ощущаешь родную связь с чем-то большим, глубоким, бесконечным». «Мне кажется, что, перебравшись за город, человек становится спокойнее, терпимее и доброжелательнее, даже если он малообщителен».

Результаты

Пять из семи субшкал, представляющие наибольший интерес в рамках данного исследования, имели хорошую степень связности вопросов, α Кронбаха для субшкал варьировались следующим образом: «Духовность и смысл» — 0,900; «Бытие собой» — 0,854; «Ностальгия» — 0,858; «Сад и природа» — 0,850; «Обитель» — 0,808; «Творчество и энтузиазм» — 0,651; Другие люди и внешний мир — 0,651.
Расчет коэффициента Спирмена показал положительную корреляционную связь между предполагаемыми значимыми факторами загородной жизни.

Среднее значение результатов той или иной субшкалы было наименьшим в группе респондентов, которые не имеют дачи и не планируют переезжать за город, и росло в соответствии с интересом и готовностью к переезду.

В ходе анализа данных были сопоставлены ответы «крайних» групп респондентов: «заядлых горожан» и «приверженцев загородной жизни». Расчет критерия Манна-Уитни показал значимые различия между данными в сравниваемых группах: «Духовность и смысл» — U=96,000, p=0,000; «Бытие собой» — U=96,000, p=0,000; «Ностальгия» — U=96,000, p=0,000; «Сад и природа» — U=94,000, p=0,000; «Обитель» — U=83,000, p=0,005; «Творчество и энтузиазм» — U=93,500, p=0,000; «Другие люди и внешний мир» — U=85,00, p=0,003.
В ответах на вопрос «Пожалуйста, напишите, что вам дает (или давала бы) возможность жить за городом, в собственном доме со своим садом, что является главным в таком образе жизни» были выделены ключевые слова и фразы, сформированы категории и произведен подсчет наиболее часто употребляемых категорий. Обобщив категории, мы получили следующие результаты о частоте упоминаний той или иной категории. Свобода — 15, пространство, простор — 10, спокойствие, покой, умиротворение — 9, быть собой, настоящая жизнь — 8, красота — 7, творчество — 7, здоровье — 7, тишина — 6, комфорт, уют — 6. Таким образом, мы получили дополнительные семантические единицы, актуальные для последующих исследований, которые позволили бы более детально изучить жизненный мир и переживания бывших жителей мегаполиса, перебравшихся на постоянное жительство за город или в сельскую местность.

В целом результаты проведенного нами исследования показали различие в мировосприятии приверженцев городской и загородной жизни. Респонденты, которые живут или хотели бы жить за городом постоянно, рассматривают загородную жизнь как возможность быть собой, быть связанным с родными местами, ощущать смысл своей жизни и происходящего вокруг. Природа, сад дают им ощущение сопричастности бытию, творческого соучастия, плодотворности своего труда.

Заключение

Таким образом, значимость загородной жизни для респондентов сопряжена с их картиной жизненного мира, в которой вопросы осмысленности и духовности, ностальгическое переживание, возможность ощущать себя собой, целостная включенность в пространство бытия — природу и сад играют значимую и, возможно, основополагающую роль и связаны друг с другом.

Территория загородной жизни избирается не просто как место для осуществления домоустроительных и творческих замыслов, а как место, сопряженное с глубочайшими личными жизненными упованиями, интуитивным стремлением жить такой жизнью, «какой она должна быть».


Литература

Виноградская О. Я. Онтологические основания переезда горожан в деревню // Крестьяноведение. 2018. Т.3. № 4. С. 123−135.
Виноградская О. Я. От чего горожане едут в деревню: феноменология и практика // Крестьяноведение. 2019. Т. 4. № 3. С. 140−155.
Воловикова М.И., Борисова А. М. Психологическое значение праздника для личности // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 4. С. 241−245.
Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.
Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Когито-Центр, 2013.
Кретова Л. А. Бегство из мегаполиса: обретение себя, ностальгия и духовность современного человека // Материалы VII Научно-практической конференции с международным участием «Границы понимания» (г. Москва, 21−23 июня 2019 г.). М.: Ассоциация понимающей психотерапии, 2018. С. 71−83.
Нартова-Бочавер С. К. Средовая идентичность личности и моральные мотивы // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 156−163.
Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале исследования труда горожан-дачников): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2008.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. [и др.]: Питер, 2003.
Юревич А. В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014.

Age-related features of thematic and imaginative content of nostalgic memories

L. A. Kretova

The article examines the differences in the thematic content of nostalgic memories of townspeople in different age groups, as well as the imaginative content constituting nostalgic memories. The presented study is based on the assumption that the thematic content of significant nostalgic memories is associated with existential goals that need to be solved at a certain stage of life. Regardless of their thematic content, nostalgic memories of respondents of all age groups are constituted by images associated with nature. The data was collected through online survey (n=174). The Nostalgia Inventory questionnaire (K. Batcho) has been modified; the themes related to nature were included in the questionnaire and had shown its relevance especially for middle and older age. The results of the study showed that for youth nostalgic memories become a supportive and formative resource, for middle age people a source of critical self-reflection, a challenge to authenticity, for the elderly a way of "gathering" life together. Thus, memories become an experience – the work that provide life direction and meaningfulness. The assumption that, regardless of its thematic content, nostalgic memories of respondents of all age groups are constituted by images associated with nature has been confirmed. Our findings allow to conclude that the beneficial effect of nostalgic memories on the psychological well-being of a person is associated with the existence of the images of nature that constitute nostalgic memories.

Keywords: nostalgia, nostalgic memories, nostalgic experience, nostalgic images, country lifeworld, nature, experiencing, stages of life

Made on
Tilda