Введение
Современные узкоспециализированные исследования в области социальной психологии, психологии среды, психологии личности создают детализированную и многогранную картину человеческого бытия, однако узкий фокус внимания и «интерпретационная избыточность» приводят к тому, что сущностные аспекты тех или иных его сторон остаются невидимыми, ускользают от видения и понимания (Виноградская, 2019, с. 142).
Целостное восприятие себя в мире, восприятие смысла бытия может проявляться в эстетическом восприятии природы, художественных образов. И. А. Джидарьян, рассматривая внутреннее содержание эстетической потребности, выстраивает основы онтологического единства вчувствования и познания. Эстетическое восприятие, в своей правде чувств и переживаний, открывает правду мотивов и ценностей, способствует постижению «широкой правды жизни» (Джидарьян, 1976, с. 123).
Об обретении душевного и духовного единства человека с природой, с самим собой, с другими людьми в переживании праздника пишут М. И. Воловикова и А. М. Борисова, отмечая сцепленность подлинного переживания праздника с родной природой и культурой, включая ее традиции и мировоззренческие основания (Воловикова, Борисова, 2012).
Подобным же образом эстетическое восприятие природы — это не только созерцание, не только взаимосвязанность человека с миром природы, но и целостное восприятие себя в мире, смысла жизни и своего жизненного пути. Оно пробуждает в человеке чувство Родины и сопричастности бытию — не концептуальное, умственное представление, размышление о Родине, не только эмоции, но и целостное восприятие, охватывающее жизнь человека, определяющее его переживания, устремления, жизненно важные решения и повседневные поступки, творческие возможности, счастье.
Онтологическое единство, когда человек рассматривается «во всех для него существенных связях и отношениях к миру» (Рубинштейн, 2003, с. 357), воплощается в культуре и воспринимается как очевидное, не требующее доказательств.
Одним из ярких феноменов современности, рассматривая который можно увидеть человека «во всех для него существенных связях и отношениях к миру», является переезд жителей мегаполиса за город на постоянное место жительства. И хотя это явление все чаще попадает в область исследовательских интересов, стоящие за ним проблемы рассматриваются в обществе через призму экологии, миграции, экономики, изучаются «в абстрагировании от психологического, „человеческого“ аспекта», и при реализации принимаемых решений чаще всего дают «результаты, противоположные задуманным» (Юревич, 2014, с. 7).
Психологические аспекты феномена загородной жизни горожан, восприятия природы и садов, их влияния на деятельность человека в природном мире достаточно давно и широко изучается психологической наукой; в первую очередь оценивается терапевтическое воздействие природы на человека, влияние природы на творчество, ценностные установки человека по отношению к природе и жизни за городом и гораздо реже исследуются онтологические основания стремления человека к природе и садам. О связи между восприятием природы и нравственными установками и ценностями свидетельствуют исследования личностных мотивов в контексте средовой идентичности. Так, Ю. В. Печин показывает, что в основании мотивации горожан-дачников лежит комплекс традиционных для русской культуры ценностей (терпения, трудолюбия, отзывчивости, честности, готовности защищать Родину), отражающих определенный тип мировоззрения (Печин, 2008). Сопоставляя мотивацию труда у дачников и недачников, Печин отмечает, что дачников в меньшей степени интересует самореализация, удовольствия и личный успех, в большей степени — мир и радость в душе, честное отношение к себе и другим, глубокое смысловое принятие жизни.
С.К. Нартова-Бочавер в своих работах, исследуя связь между средовой идентичностью и моральными мотивами, приходит к заключению, что люди, чувствующие свою близость миру природы, испытывают ее облагораживающее воздействие и готовы ограничивать себя, прикладывать усилия для совершенствования мира и ради блага других людей (Нартова-Бочавер, 2019).
Феномен переезда горожан за город на постоянное место жительства особенно наглядно отражает внутреннее единство эстетического восприятия природы, чувства Родины и связанного с природой ностальгического переживания, их соотнесенность с духовными устремлениями человека. О. Я. Виноградская в своих исследованиях обращает внимание на онтологические основания переезда горожан за город: на обусловленность переезда стремлением человека обрести утраченную субъектность через возвращение в свой мир, к своей новой деятельности (Виноградская, 2018, 2019).
Влияние загородной жизни на человека, ожидания, которые он вкладывал в загородную жизнь, с давних лет становились предметом размышлений философов и писателей. Особый, сущностный интерес возникал в эпохи смены мировоззрений, «парадигм», социально-экономических условий общества. Интерес этот в гораздо большей степени был обращен к вопросам человеческого бытия, личностного смысла, нежели к рациональным аспектам сельского, загородного существования.
Нынешняя эпоха мегаполисов и больших городов, когда, как отмечает И. А. Джидарьян, «все больше сжимается то необходимое пространство жизни, которое обычно поддерживает веру и оптимизм в людях» (Джидарьян, 2013, с. 10), дефицит человеческих условий, неопределенность ценностных и смысловых ориентиров способствуют тому, что процессы осмысления себя, своей жизни, подлинности и духовного убежища люди связывают с поиском соответствующего пространства независимо от достатка и стяжаемого комфорта.
Исследований загородной жизни горожан, сфокусированных на ее онтологии, на личностных смыслах участников, немного. Феномен загородной жизни как проявление поиска себя и своего места в мире не только малоизучен психологической наукой, но и не задействован для исследований, результаты которых могли бы расширить понимание «человеческого в человеке», процессов, связанных с категориями, которые имеют отношение к основополагающим, смыслообразующим переживаниям личности, в том числе к духовным переживаниям.
Бывшим горожанам сад не только дает чувство дома, родины, обители (Кретова, 2018). Опираясь на принятое решение, вдохновенное и добровольное, и на свой опыт городского мышления и творческого энтузиазма, они, создавая мирок родной, уютный, закрытый, не остаются в его пределах. Рождаются новые идеи, замыслы, нередко альтруистичные.
Процедура исследования
Наше исследование основывалось на результатах предварительных опросов, которые указали на различие между эксплицитными ценностями и имплицитными внутренними смыслами, лежащие в основе переезда жителей мегаполиса за город и на различие представлений о загородной жизни у ее «приверженцев» и «противников» (жителей мегаполиса). Целью исследования было получить данные о возможном соотношении между стремлением к загородной жизни и представлением о себе и своем месте в мире, об особенностях восприятия и переживания, смысловых и духовных устремлениях, основах жизненной устойчивости загородных жителей — бывших горожан.
В исследовании приняли участие 83 взрослых респондентов (21 мужчина и 62 женщины, из которых 30,1% отнесли себя возрастной группе от 30 до 45 лет и 60,2% к группе от 45 до 65 лет; 6% - старше 65 лет и 3,7% младше 30 лет.
Вопрос об отношении к постоянному проживанию за городом предполагал соотнесение респондентом себя с одной из следующих групп (указан процент респондентов, которые соотнесли себя с той или иной группой).
Процентный состав респондентов по месту проживания:
Живу в большом городе, загородного/деревенского дома или дачи нет, жить за городом не хочу
9,6%
Живу в большом городе, охотно провожу время на даче или в загородном/деревенском доме, жить за городом не хочу
27,7%
Живу в большом городе; мечтаю, но не имею возможности жить за городом постоянно
42,2%
Живу за городом (в загородном/деревенском доме, на даче) постоянно, но, быть может, снова переберусь в город
6%
Живу за городом (в загородном/деревенском доме, на даче) постоянно, это избранный мною образ жизни
14,5%
Участникам исследования было предложено ответить на вопросы о своих убеждениях относительно перспективности и комфорте загородной и городской жизни. Анкета включала два опросника, направленных на выявление рефлексии своего опыта загородной жизни и на оценку степени своей актуализации/самоактуализации.
Обработка полученных данных проводилась в программе SPSS Statistics.
Представления респондентов о своем опыте загородной жизни. В качестве структурной основы опросника использовался тест смысложизненных ориентаций Леонтьева. Содержание вопросов было сформировано в соответствии с результатами ранее проведенного исследования и отражало наиболее значимые аспекты опыта загородной жизни: бытие собой, ностальгическое переживание, загород как «обитель» для внутреннего мира, отношение к другим людям и внешнему миру, творчество и энтузиазм, духовные и смысловые вопросы, значимость сада/природы (35 утверждений распределяются по субшкалам — предполагаемым факторам, определяющим выбор горожанами загородной жизни; оценка производилась по семибалльной шкале Ликерта). Примеры вопросов: «Живя за городом, ощущаешь родную связь с чем-то большим, глубоким, бесконечным». «Мне кажется, что, перебравшись за город, человек становится спокойнее, терпимее и доброжелательнее, даже если он малообщителен».
Результаты
Пять из семи субшкал, представляющие наибольший интерес в рамках данного исследования, имели хорошую степень связности вопросов, α Кронбаха для субшкал варьировались следующим образом: «Духовность и смысл» — 0,900; «Бытие собой» — 0,854; «Ностальгия» — 0,858; «Сад и природа» — 0,850; «Обитель» — 0,808; «Творчество и энтузиазм» — 0,651; Другие люди и внешний мир — 0,651.
Расчет коэффициента Спирмена показал положительную корреляционную связь между предполагаемыми значимыми факторами загородной жизни.
Среднее значение результатов той или иной субшкалы было наименьшим в группе респондентов, которые не имеют дачи и не планируют переезжать за город, и росло в соответствии с интересом и готовностью к переезду.
В ходе анализа данных были сопоставлены ответы «крайних» групп респондентов: «заядлых горожан» и «приверженцев загородной жизни». Расчет критерия Манна-Уитни показал значимые различия между данными в сравниваемых группах: «Духовность и смысл» — U=96,000, p=0,000; «Бытие собой» — U=96,000, p=0,000; «Ностальгия» — U=96,000, p=0,000; «Сад и природа» — U=94,000, p=0,000; «Обитель» — U=83,000, p=0,005; «Творчество и энтузиазм» — U=93,500, p=0,000; «Другие люди и внешний мир» — U=85,00, p=0,003.
В ответах на вопрос «Пожалуйста, напишите, что вам дает (или давала бы) возможность жить за городом, в собственном доме со своим садом, что является главным в таком образе жизни» были выделены ключевые слова и фразы, сформированы категории и произведен подсчет наиболее часто употребляемых категорий. Обобщив категории, мы получили следующие результаты о частоте упоминаний той или иной категории. Свобода — 15, пространство, простор — 10, спокойствие, покой, умиротворение — 9, быть собой, настоящая жизнь — 8, красота — 7, творчество — 7, здоровье — 7, тишина — 6, комфорт, уют — 6. Таким образом, мы получили дополнительные семантические единицы, актуальные для последующих исследований, которые позволили бы более детально изучить жизненный мир и переживания бывших жителей мегаполиса, перебравшихся на постоянное жительство за город или в сельскую местность.
В целом результаты проведенного нами исследования показали различие в мировосприятии приверженцев городской и загородной жизни. Респонденты, которые живут или хотели бы жить за городом постоянно, рассматривают загородную жизнь как возможность быть собой, быть связанным с родными местами, ощущать смысл своей жизни и происходящего вокруг. Природа, сад дают им ощущение сопричастности бытию, творческого соучастия, плодотворности своего труда.
Заключение
Таким образом, значимость загородной жизни для респондентов сопряжена с их картиной жизненного мира, в которой вопросы осмысленности и духовности, ностальгическое переживание, возможность ощущать себя собой, целостная включенность в пространство бытия — природу и сад играют значимую и, возможно, основополагающую роль и связаны друг с другом.
Территория загородной жизни избирается не просто как место для осуществления домоустроительных и творческих замыслов, а как место, сопряженное с глубочайшими личными жизненными упованиями, интуитивным стремлением жить такой жизнью, «какой она должна быть».
Литература
Виноградская О. Я. Онтологические основания переезда горожан в деревню // Крестьяноведение. 2018. Т.3. № 4. С. 123−135.
Виноградская О. Я. От чего горожане едут в деревню: феноменология и практика // Крестьяноведение. 2019. Т. 4. № 3. С. 140−155.
Воловикова М.И., Борисова А. М. Психологическое значение праздника для личности // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 4. С. 241−245.
Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.
Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Когито-Центр, 2013.
Кретова Л. А. Бегство из мегаполиса: обретение себя, ностальгия и духовность современного человека // Материалы VII Научно-практической конференции с международным участием «Границы понимания» (г. Москва, 21−23 июня 2019 г.). М.: Ассоциация понимающей психотерапии, 2018. С. 71−83.
Нартова-Бочавер С. К. Средовая идентичность личности и моральные мотивы // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 156−163.
Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале исследования труда горожан-дачников): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2008.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. [и др.]: Питер, 2003.
Юревич А. В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014.